Услуги

Контакты

т.8-952-132-88-33


schev_@rambler.ru

Основы независимой технической экспертизы ТС

Для полного выполнения законности, порядка и понимания всеми автовладельцами, страховыми компаниями и предприятиями автосервиса по вопросам проведения независимой технической экспертизы транспортных средств, производства страховых выплат по компенсации ущерба, а также организации и проведения ремонтно-восстановительных работ, при наступлении страхового события при ОСАГО, а также других видов страховых событий при КАСКО и противоправных действий третьих лиц, предлагаю вашему вниманию ознакомится с материалами, регламентирующими этот процесс и принять активное участие в их выполнении не создавая социальной напряженности в отношениях между автовладельцами, страховыми компаниями и предприятиями автосервиса.

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется - экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.

Проведение экспертизы может быть организовано независимо от экспертизы, назначаемой и проводимой в соответствии с гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуется - судебная экспертиза).

При наличии в выводах судебной экспертизы сведений, позволяющих страховщику решить вопросы, необходимые для выплаты страхового возмещения, экспертиза может не проводиться.

Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется - государственный реестр).

В Российской Федерации достаточно активно идет процесс законодательного закрепления различных видов экспертной деятельности.

В 1998 году был принят Федеральной закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который определил правовые основы такого важного вида экономико-статистической экспертизы как стоимостная оценка бизнеса, недвижимости, движимого имущества, нематериальных и других видов активов.

В 2001 году принят Федеральный закон "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации", которым регламентируется экспертная деятельность, осуществляемая в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

После принятия в 2002 году Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в федеральном законодательстве Российской Федерации появилась правовая новелла - впервые определены правовые основы совершенно нового вида экспертной деятельности – независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – независимая техническая экспертиза).

Таким образом, указанные виды экспертной деятельности регулируются разными федеральными законами, не имеющими верховенства друг над другом. Кроме того, эти виды экспертной деятельности принципиально различаются между собой по правовым требованиям к целям, содержанию, объектам и субъектам экспертной деятельности, к порядку ее проведения, к допуску к экспертной деятельности, виду ответственности, методическому и информационному обеспечению, а также к форме представления результатов экспертной деятельности.

Для обеспечения проведения независимой технической экспертизы в Российской Федерации минимально необходимо около 3000 экспертов-техников. Для того, чтобы полностью обеспечить потребности рынка услуг по независимой технической экспертизе на всей территории Российской Федерации с учетом необходимости развития конкурентной среды, резервирования работников на случай болезни и отпусков, а также роста парка транспортных средств, в Российской Федерации должно быть порядка 10000 экспертов-техников.

Однако до сих пор легитимный рынок услуг по независимой технической экспертизе в Российской Федерации не сформирован. Указанная проблема обусловлена в первую очередь значительной задержкой разработки подзаконных актов, которые должны в полной мере обеспечивать практическую реализацию  Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Следует отметить, что  данная ситуация  является традиционной  для  российского законодательства.

Так, например, похожая проблема возникала впервые после принятия Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", когда  в  период  с 1998г. по  2001г. отсутствовало установленное этим законом лицензирование оценочной деятельности, что ставило под вопрос легитимность работающих в тот период оценщиков.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства" чтобы стать легитимным экспертом-техником и быть официально допущенным к выполнению работ по независимой технической экспертизе соискатели должны:

пройти профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе;

пройти профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам- техникам;

при положительных результатах аттестации быть внесенными в государственный реестр экспертов- техников.

Только в этом, 2012 году, на девятый год, после принятия Постановления Правительства от 24 апреля 2003 г. N 238 , и совместного приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 18 января 2011 г. N 16/13/21 г. Москва "Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 февраля 2011 г.  Регистрационный N 19856) наконец-то появился государственный реестр по внесению в ее списки экспертов-техников. Однако по указанному контактному телефону получение информации по государственному реестру оказалось недоступным.

До сего времени отсутствует ряд конкретных законодательных документов, которые конкретизировали бы ответственность заинтересонанных лиц (это касаемо в первую очередь недобросовествных страховщиков и экспертных организаций (оценщиков, экспертов-техников),  что позволило бы уже сегодня сформировать профессиональное сообщество легитимных исполнителей услуг по независимой технической экспертизе. Все эти недоработники приводят к эскалации данного рынка услуг экспертами других специальностей, работниками автосервиса, оценщиками. В этой неоднородной массе потенциальных исполнителей услуг по независимой технической экспертизе заказчикам услуг (страховщикам и потерпевшим) крайне трудно найти экспертов-техников, способных выполнить работы по экспертизе качественно, на высоком профессиональном уровне. Обусловленное сложившейся ситуацией низкое качество услуг по независимой технической экспертизе приводит к большому числу разногласий между страховщиками и потерпевшими при выплате страхового возмещения и создает значительную социальную напряженность в этой сфере.

Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

В частности  Методические рекомендации  по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО № 001МР/СЗ, 2005 г., утвержденное ГНИИАТ, РФЦСЭ ,НПСО "ОТЕК", ЭКЦ МВД РФ – все эти документы распространяются также на другие виды страхования транспортных  средств, также и по противоправным действиям третьих лиц при нанесении материального ущерба транспортному средству)

Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

Общество с ограниченной ответственностью "Уральский региональный расчетный центр" в своей работе руководствуется:

- Федеральным Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) от 25.04.2002 г.  N 40-ФЗ (принят ГД ФС РФ 03.04.2002), (действующая редакция);

- Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", которыми утверждены Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортных средств при решении вопроса о выплате страхового возмещения по Договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства

- Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(по состоянию на 10.08.2009г. в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2006 №525, от 18.12.2006 №775, №389 от 21.06.2007; от 29.02.2008 № 131; №732 от 30.09.2008; №653 от 08.08.2009 г.) (обращаем особое внимание владельцев транспортных средств на ст. 60-65, гл.IX, п.п.  а), б),  ст. 63, гл. IX и ст. 69, гл.X).

- Постановлением  Правительства РФ от 24.05.2010 N 361"Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств";

- Приказом Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 20 "Об утверждения Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств";

- Приказом Минтранса РФ от 12 декабря 2011 г. № 309 "Об утверждени порядка информационного обеспечения расчета расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств";

- Методическим руководством      по   определению стоимости автотранспортных  средств  с   учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98;

- Методическими рекомендациями по проведению независимой технической экспертизы транспортных средств при ОСАГО № 001МР/СЭ, 2005 г.  (в данном документе изложены все рекомендуемые материалы по проведению независимой технической экспертизы транспортных средств).

Программы используемые при производстве расчетов восстановительного ремонта и материального ущерба ( технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства ):

-  при производстве расчетов транспортных средств отечественного производства используется программа НАМИ СЕРВИС-2 (легковые и грузовые автомобили):

- при производстве расчетов транспортных средств иностранного производства используется программа AUDACHARE разработанных компанией Audatex GmbH (легковые автомобили, мотоциклы и грузовые):

История   компании  «Аудатэкс» — мировой лидер в области разработки программного обеспечения для расчета стоимости восстановительного ремонта автотранспортных средств.

Компания Аудатэкс создала электронную базу данных для автомобилей, специально подготовленную для потребностей страховщиков, независимых экспертов и автомастерских.

Имея доступ к базе данных все участники процесса могут говорить на одном языке - языке изготовителя конкретного ТС, т.к. вся информация базируется на данных изготовителей и импортеров. Специалисты компании Аудатэкс вносят до 10.000 записей ежедневно, гарантируя наличие актуальной информации. Уникальная копия этой базы данных создана для многих стран, учитывая особенности национального автопарка.

На сегодняшний день располагает самой большой и исчерпывающей базой данных автомобильного ремонта в мире: AUDATEX (AUDAPAD WEB) (легковые автомобили, мотоциклы и грузовые). База данных автомобильного ремонта в мире: более 1567 моделей автомобилей и мотоциклов, более 16.000 модельных опций, свыше 82.000 вариантов комплектаций от 77 производителя.

Российское подразделение международного холдинга Audatex - ООО "Аудатэкс" начало свою деятельность в 2003 году. ООО "Аудатэкс" прошло добровольную сертификацию своих услуг в государственных и коммерческих организациях. Базу данных и услуги компания предоставляет на русском языке.